Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю. Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм[Лотман, ]. Рассматривая эти регуляторы человеческого поведения в качестве стержневого измерения культур, Р. В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих. У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания[96] и бойкота: Тебя будут ругать" — набор аргументов, с помощью которых мать взывает к сознанию непослушного ребенка.

Культура повседневности: учебное пособие

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут.

вины и культуры стыда. Культура стыда — модель культуры, в которой центральное Следует ещё выделить культуру страха, в которой регулятором.

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами.

Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог. Вся наша история заполнена подвигами людей, не мирившихся с клановыми обычаями и поведением выламывавшихся из них. Этот тип культуры как раз и доминирует на эпической стадии развития многих этносов. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что гомеровские герои испытывают как страх перед общественной оценкой, так и трепет перед богами. Японцы же считают движущей силой морали терзания души, проистекающие из чувства стыда.

Как пишет Бенедикт,"им стыдно не следовать столь явственно обозначенным у них предписаниям правильного поведения, стыдно не соблюсти баланс между различными обязанностями или не предусмотреть возможных случайностей. Стыд - основа нравственности, говорят они. Лишь человек, чувствительный к стыду, способен в точности следовать предписаниям добродетели".

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

В данной статье автор подчеркивает, что культура стыда является отличительной Согласно Платону стыд есть «страх дурной молвы», подобное.

Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако история показывает, что в результате сложения в общем-то целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал. Если попытаться дать простой образ, характеризующий процесс цивилизации, можно сравнить поведение человека на пустынной дороге с поведением на улице большого города.

Продуваемая ветрами и поливаемая дождями ухабистая лесная дорога символизирует простое, основанное на натуральном хозяйстве военизированное общество. Главная опасность на ней — разбойники или хищники, поэтому путник в любой момент готов схватиться за оружие. Напротив, структура городского ландшафта задает совсем иную модель психики.

Тема: Культурная вариативность регуляторов социального поведения

Вы, конечно же, слышали про Культуру Стыда и Культуру Вины. Вкратце, почему немец не пойдёт в обеденный перерыв тырить у сослуживцев мелочь по карманам? Потому что немец знает — после совершения акта воровства, его будет грызть чувство вины. Особенно в том случае, если немца не поймают и он останется безнаказанным. Этот немец — представитель Культуры Вины.

Менструация и предубеждения: Гигиена, ПМС и культура стыда . Складывается ощущение, что страхом перед месячными пропитано.

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т. Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых. Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции.

Результаты этой работы значительны. Они подтверждают наличие устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны, и его возрастом и интеллектом - с другой. Число детей, стоящих на"доморальном" уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил"конвенциональная мораль".

В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, однако, сильно отстает от развития абстрактного мышления: Исследования Колберга хорошо раскрывают также некоторые"трудности роста" морального сознания. Сталкиваясь с противоречивостью моральных предписаний, юноша впервые осознает относительность моральных норм; но пока он не знает, с чем именно их нужно соотносить, юноша легко становится добычей морального релятивизма:

Быстрая помощь студентам

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Диссертация года на тему Феномен страха в античной культуре и долга, стыда и многих других, с одной стороны, и феномена страха, с другой .

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью. Стыд является регулятором и ограничителем человеческой деятельности, позволяющий соблюдать правила общественного и личного поведения. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил.

Стыд - несколько примитивная реакция, но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе - когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга. Если стыд есть эмоция, то вина есть осознание, то есть продукт сознания и мышления. Если стыд функционирует на бессознательном, рефлекторном уровне, то вина — на сознательном. Но осознание вины может вызывать чувство стыда, а также подавленное настроение, что все вместе можно назвать чувством вины.

Чувство стыда преодолеть сложно, а вот с виной справится легче:

Стефаненко Т. Этнопсихология

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок.

Ключевые слова: вина, стыд, культура вины, культура стыда, регуляторы например, социальные регуляторные механизмы как страх, вина и стыд.

Страх стыда это страх, что нас будут стыдить снова - наш начальник, супруг, члены семьи, друзья или родители Он способен в гораздо большей степени контролировать нашу жизнь, чем стыд сам по себе. Переживание стыда это двойной удар: Что до стыда это Вам в Кремль, можете их пожурить. Чувство стыда это средство подчинить стихийную жизнь человека жизни духовной.

Чувство стыда это нормальное позитивное человеческое чувство, ведущее к совершенствованию. Чувство стыда это нежелание нарушить обязанности перед совестью, нежелание быть бессовестным. Насчет стыда это перебор в стиле мадам Латыниной!. Чувства стыда это когда Вы ощущаете себя"дефектной", потому что не добились того, чего, как Вам кажется, добиться были должны.

Исцеление от стыда это новая концепция себя, достижение нового самоуважения. Чувство вины и стыда это те чувства, которые не дают нам всегда покоя. Что касается стыда это ежедневная эмоция, связанная как с Путиным, так и со всей путиновщиной, под которой я подразумеваю атмосферу в стране и поведение людей.

У Министерства культуры поехала крыша! [Мысли вслух]