Экзистенциально-филосовские корни подхода

И большевистский переворот г. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества. Этой участи подверглись Н. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. Бердяев — — философ и публицист.

Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения

Кьеркегор Серен Кьеркегор — — датский теолог, философ, представитель философии жизни 1 , и писатель. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания.

Бытие вещи как предел познания вещи. Совпадение бытия, блага, справедливости, субстанции в боге. Страх и ужас непосредственного бытия.

Общая характеристика ужасного Как уже было отмечено, ужасному в эстетической литературе уделялось до сих пор не так уж много подробнее об изучении ужасного в европейской эстетической традиции см. И начать анализ ужаса необходимо с его общей эстетической характеристики. Если в безобразном и уродливом человек имеет дело с Небытием, заключенным на стороне внешнего референта в дисгармоничную форму отдельного предмета, что вызывает в нем чувство и реакцию от—вращения, то в ужасе Присутствие не может"отвернуться" от Небытия, поскольку Небытие дано здесь не в образе"вещи", а в"без—образном" восприятии пространства, мира.

В ужасе эстетика отвержения не только достигает уровня абсолютной эстетики данность Другого как безусловно Другого , но здесь само отвержение приобретает характер тотальности, когда отвергаемое Присутствие не может"избежать" собственного отвержения, не может уйти от того, встреча с"чем" отрицает его в качестве Присутствия, ибо отвергающим здесь выступает все сущее в целом, мир как пространственная данность. В силу этой особенности ужасного как тотального и безусловного отвержения Присутствия, оно дает наилучшие возможности для описания и истолкования специфики эстетики отвержения в целом.

По причине высокой экзистенциально—эстетической значимости этого расположения мы остановимся на нем подробнее, чем на других расположениях эстетики отвержения. И в обыденном языке, и в письменной речи слово"ужас" включает в себя два неоднородных смысловых региона, которые мы считаем необходимым различать по возможности последовательно. Дело в том, что об"ужасном" можно говорить как применительно к"внешнему миру" и вещам этого мира, так и применительно к беспредметным душевным расположениям, в которых ужас — в момент рождения этого чувства — не локализован вовне, не сопряжен с миром сущего вне человека [7].

Мы здесь исходим из того, что ужас может быть как предметным, так и беспредметным, лишенным внешнего референта, и эту автореферентную его модификацию мы определяем как"жуткое". В обыденном словоупотреблении"жуткое" и"ужасное" часто отождествляют, так что на практике, в повседневной речи мы нередко используем эти слова как синонимы, но, в то же время, язык дает возможность увидеть и удержать ту специфику их речевого применения, которая позволяет провести терминологическое различение"ужасного" и"жуткого".

Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, говорил он, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.

Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Многие, по Кьеркегору, суть критерии неистинности:

А с бывающим померкло и само наше бытие: мы сами оказались дрожащим этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, . а как душа в непосредственном единстве со своей природной основой.

Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга.

Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине.

Сёрен Кьеркегор

Введение Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 веке. Философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. В социально-исторических потрясениях, которые неизбежно приближались, философское сознание приобретает кризисный залог, восстает против рационалистических философских систем, возражает их основу - ум. Философией овладевает разочарование в идее прогресса как процесса ума.

Страх предстает как метафизический ужас, потрясающее прозрение: человеку вдруг открывается зияющая бездна его бытия. Ввиду непосредственно связи с «йира» (в русском переводе «убоялся») он.

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех негативных переживаний человека, другие, как неосознаваемый регулятор человеческого поведения, которое направлено на редуцирование этого страха. Следует отличать страх от тревоги. Страх — это эмоция, направленная на избегание, как правило, внешней реально существующей угрозы, это ожидание чего-то определенного, можно сказать, что страх предметен или ситуативен. Тревога — это смутное чувство беспокойства или опасения, ожидание чего-то неопределенного.

Выделяют также экзистенциальную тревогу, которая присуща только человеку, в отличие от страха и тревоги, которые могут испытывать и животные. Экзистенциальная тревога — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий. Это состояние заключается в отсутствии предметной отнесенности. Оно связано с тем, как устроен мир.

Реферат: Проблема личности в философии экзистенциализма

Интересна такой философской постановкой: Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести свою непосредственную сущность, свободу, он должен освободиться от господствующих ценностей, норм, установок. Человек в таких ситуациях раскрывает свою настоящую личность. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности.

мотивах, а также несостоявшемся синтезе разума и бессмысленности бытия. И война была Путём страха. войны Арея были Фобос и Деймос — Страх и Ужас, а вовсе не Доблесть и Отвага. Древние знали толк в войнах. а значит, до непосредственных смертей доходило всё чаще и чаще.

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое.

А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. А с бывающим померкло и само наше бытие: Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору — в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение. Это — окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого С. Это трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия.

Представление о страхе смерти в психологии и психоанализе

Кьеркегор Датский теолог, философ — представитель философии жизни [1] и писатель Серен Кьеркегор — , как и Шопенгауэр, высказывал недоверие к разуму. Он отрицай единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею"экзистенциального мышления". В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов оно абстрактно и безлично , мышление экзистенциальное от позднелат.

В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не"затронутому" человеческой субъективностью.

Ужас бытия, противопоставленный страху небытия; страх быть, а вовсе не онтологии особый опыт непосредственного соприкосновения с бытием.

В этом смысле С. В качестве достояния сознания, С. В систематической философии Г. Гегеля сущее открывается посредством введения понятия"развитие", характеризующего деятельность Абсолюта и являющегося как развивающееся нечто, самодвижение которого представляет собой объективное основание С. Свобода, раскрывающая истину, противоположна С. В пространстве самого Единого С. В экзистенциальной философии М.

Хайдеггера условием раскрытия сущего как такового выступает Ничто, которое имеется в наличии, давая о себе знать в настроении Ужаса. приобретает статус фундаментальной категории философского знания, выражающей специфическое отношение , которое возникает между сущим и человеческим существом. Когда сущее в целом ускользает и надвигается прямое Ничто, перед его лицом умолкает всякое говорение с его"есть".

Однако именно безъязыкость Ничто"взывает" нарушить гнетущую тишину, претворив энергию Ужаса в речь. И первое суждение о сущем возникает в напряженном пространстве С. Так, известный догмат о сотворении мира из ничего на самом деле не уводит в область богословия, но возвращает к исходному допсихологическому опыту"присутствия".

Быстрая помощь студентам

Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: Шопенгауэр и философии жизни С. Бергсон , американской философии прагматизма Ч.

Аналитика страха представлена в «Бытии и времени» в §40 .. отношения к миру и к себе, имеет функцию непосредственного раскрытия. . Противопоставляя два настроения — ужас и страх — Хайдеггер.

Проблема личности в философии экзистенциализма План 1. Понятие проблемы личности в философии Понятие философии экзистенциализма и история ее возникновения Проблема личности в философии экзистенциализма Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: В конце го и в м веках проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков.

Русская философская мысль начала 20 века. Н.А. Бердяев

Страх, как феномен индивидуального сознания, есть трагический страх, именно потому, что бытийствование носит трагический характер. Но вместе с тем, страх несет конструктивное значение, которое заключается в том, что страх открывает исходную целостность, единство сознания, которая есть его сущность."" .

, , .

Одни исследователи рассматривают страх смерти как источник всех составляющему часть самой ткани бытия и развивающемуся очень Человек порождает конкретные страхи, которые замещают ужас, возникающий у иммортализации основан на непосредственном личном опыте.

Он считается прямым предшественником экзистенциализма, самого популярного философского течения Западной Европы в е гг. Экзистенция — внутреннее, субъективное состояние человека, которое ускользает от научного анализа. Поэтому научные понятия, рациональный метод, с точки зрения датского философа, не годятся для познания природы человека. Кьеркегор осуждал Гегеля и других философов рационалистической ориентации за якобы слишком абстрактный подход к человеку.

Эти философы считали своими главными проблемами всеобщее, дух, материю, бога, прогресс, истину и пытались подчинить этим абстрактным принципам реального человека, его уникальное индивидуальное бытие. Они искали в человеке нечто отвлеченное — его сущность, но при этом теряли из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Кьеркегор считал, что главное несчастье человека — безусловное доверие к разумному мышлению. Именно это доверие выдающийся немецкий социолог Макс Вебер рассматривал как главную особенность европейской культуры.

Ужас и Страх ! Фукусима ! Секунды до катастрофы !!! National Geographic